Уроки незабытого прошлого: возрождение критического реализма в живописи Александра Грекова

18.03.2021

В своем творчестве Александр Греков следует традициям русской реалистической школы, его картины впечатляют высоким уровнем владения техникой масляной живописи. Однако при этом работы художника существенно отличаются от произведений классиков русского искусства нестандартными композиционными приемами и сюжетами.

Нестандартный подход к подаче творческого замысла позволяет Александру Грекову полноценно раскрыть свои концептуальные идеи. Кроме того, большинство картин художника выделяются крупным форматом, что вполне соответствует глобальным темам, которые затрагивает мастер.

В живописных произведениях из серий «Опознание», «Эпицентр» и «Уставший транспорт» Александр Греков обращается к непростым темам, касающимся каждого из нас. Художник размышляет о ходе исторического процесса и о судьбе родной страны. Его картины создают особую атмосферу и воздействуют на те уровни нашего подсознания, которые отвечают за историческую и культурную память.

Изображая руины городов, заброшенные заводы, обломки старых машин и техники, Александр Греков делится с нами своим мнением о настоящем в нашей стране, корни которого, конечно, родом из прошлого. Не скрывая того, что его искусство обладает идеологическим зарядом, художник красноречиво выражает свое отношение к ходу исторического процесса, устройству современного общества и отношениям между людьми, все больше сводящимся к уровню «товарно-денежных». Художник считает, что этот процесс не остановить, также как и невозможно в одночасье изменить целую систему, формировавшуюся на протяжении десятилетий.

Изображая вышедшую из строя технику советских времен, Александр Греков говорит о цикличности истории и закономерностях в развитии страны, сменившей политический строй и избравшей новый путь экономического развития. В образах старых танков – усталость от бесконечных гонок вооружения и войн, многие из которых были направлены на борьбу за рынки сбыта и ресурсы. Несмотря на это, «уставший транспорт» у Грекова обладает характером и душой. В отживших свой век грузовиках, комбайнах и тракторах ощутима скрытая мощь, способная в какой-то момент преодолеть ржавчину прошлого и, подчиняясь принципу цикличности в ходе истории, двинуться к долгожданным изменениям.

От ночных зимних пейзажей из серии «Эпицентр» веет холодом. Руины заброшенных зданий, освещенные луной, одновременно и завораживают, и отталкивают своей мрачной имперсональностью. Безликие силуэты людей в этих картинах, застывшие в созерцании руин, кажутся слабыми и бессильными. Призраки прошлого появляются и в живописной серии «Опознание»: заселенные жилые дома кажутся безжизненными и мало отличаются от руин советских недостроев и остановившихся заводов. Пристально изучая их, Александр Греков приглашает зрителя в качестве свидетеля – на опознание этих символов былой жизни, рухнувших надежд предшествующих поколений. Во многих картинах художника прослеживается стремление запечатлеть обломки прошлого, задуматься об уроках нашей истории. Однако мысли автора устремлены и в будущее. Например, в картинах, изображающих детей на улицах пустынных городов, художник затрагивает тему ожидания перемен.

Творчество Александра Грекова отличается глубиной аналитических рассуждений о насущных, жизненных вопросах, чего зачастую недостает многим произведениям современного искусства. «Мертвый инвентарь» и руины в картинах Грекова – это не просто немые свидетели событий прошлого. Полуразрушенные машины, заводы и дома, создававшиеся целыми поколениями, сравнимы с рухнувшими мечтами советских людей, которые стремились к «светлому будущему». В своих картинах Александр Греков изображает мир таким, каким его видит, а также выражает свое отношение к этому миру.

Подписаться на новости
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности. Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Privacy Policy Terms of Service
Спасибо за подписку на наши новости!
Новости нашей галереи
Другие новости